За последние три года количество участников Консорциума разработчиков и производителей компонентов для электромобилей (КРИПКЭТ), увеличилось втрое, и сегодня их технологии переходят на этап промышленного масштабирования. Результаты сотрудничества Консорциума и проекта «Металион» по созданию новой отрасли электрохимических накопителей энергии обсуждены на встрече 22 октября в Институте электродвижения МФТИ.
Драйвером развития технологии в области электрохимических накопителей энергии стал проект «Металион».
«Проект стал возможен благодаря целостной выверенной научно-технологической позиции по формированию технологического суверенитета электрохимических батарей. Наша позиция была поддержана на самом высоком уровне и получила государственное финансирование. Несмотря на риски проект выполняет все контрольные точки дорожной карты. Участники консорциума провели основные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию технологий производства катодных и анодных материалов для литий- ионных аккумуляторов. Следующим шагом станет их масштабирование и коммерциализация» - заявил директор института электродвижения МФТИ, основатель группы Компаний ИнЭнерджи Алексей Кашин.

Заместитель директора по науке Института Электродвижения Даниил Иткис и директор института электродвижения МФТИ, основатель группы Компаний ИнЭнерджи Алексей Кашин
Значительный вклад в развитие технологий вносит Институт электродвижения МФТИ, создавший ряд лабораторий, испытательный центр и конструкторское бюро для проектирования современных энергоустановок серийного и уникального производства. КБ выполняет проекты для аэрокосмической отрасли, транспорта и других областей. Здесь ученые и специалисты имеют возможность реализовать свои научные и творческие идеи. Разрабатываются аккумуляторные батареи для малых космических аппаратов и нового пилотируемого космического корабля, способного совершать полеты на Луну. Студенческая лаборатория конструирует собственный электромобиль. Об этом рассказал заместитель директора по науке Института Электродвижения Даниил Иткис.
Группа компаний «Унихимтек» разработала активный анодный материал, готовый для масштабирования и поставки заводу «Металион», и достигла 90% локализации производства: сырье, оборудование и расходные материалы преимущественно российского происхождения. «Унихимтек» и проект «Металион» ориентируются не только на импортозамещение, но и на экспорт. В условиях действующих санкций ГК «Унихимтек» уже экспортирует 97% своей продукции. С началом опытно-промышленного производства АО «Металион» ожидается рост внутреннего потребления отечественных анодов. Уже сейчас некоторые характеристики разработанных анодных материалов не уступают мировым аналогам, но работа не останавливается.
Группа компаний «Унихимтек» разработала активный анодный материал, готовый для масштабирования и поставки заводу «Металион», и достигла 90% локализации производства: сырье, оборудование и расходные материалы преимущественно российского происхождения. «Унихимтек» и проект «Металион» ориентируются не только на импортозамещение, но и на экспорт. В условиях действующих санкций ГК «Унихимтек» уже экспортирует 97% своей продукции. С началом опытно-промышленного производства АО «Металион» ожидается рост внутреннего потребления отечественных анодов. Уже сейчас некоторые характеристики разработанных анодных материалов не уступают мировым аналогам, но работа не останавливается.

По словам председателя совета директоров ГК «Унихимтек» Виктора Авдеева, в России успех в высокотехнологичном производстве возможен в трех случаях: создание уникальных продуктов, производство товаров для санкционных секторов и производство продуктов, в которых все определяет логистика.
«В рамках проекта "Металион» у нас 2 задачи – сначала надо создать пилотное производство, насытить ОПК, а потом сделать то, чего нет в мире, и экспортировать. Над этим мы и работаем совместно с Металионом и Консорциумом» - сказал председатель совета директоров ГК «Унихимтек» Виктор Авдеев.
Артем Абакумов, директор Центра энергетических технологий АНОО ВО «Сколковский институт науки и технологий», подчеркнул необходимость идти дальше простого импортозамещения. Сколтех является крупнейшим владельцем интеллектуальной собственности в области катодных материалов, и к 2026 году планирует выйти на годовое производство 100 тонн российского катодного материала с 90%-ной локализацией, что представляет значительный шаг к стадии промышленного производства.
«Можно уже сейчас утверждать, что по анодным и катодным материалам создан общий технологический пакет. Каждые несколько лет происходит смена материалов и, соответственно, характеристик аккумуляторов. Мы нацелены не просто успевать за сменой, но вносить лепту и обеспечивать быстрый выход в промышленную стадию – об этом наш проект. И Консорциум формирует основу успешного достижения его целей» - добавил Алексей Кашин.
Олег Дрожжин, заведующий лабораторией «Материалы для электрохимических процессов» МГУ им. Ломоносова, сделал доклад о разработках катодного материала LFMP, который позволит повысить удельный энергозапас аккумуляторов с улучшенной пожаробезопасностью. И хотя говорить о конкуренции с аккумуляторами системы «графит – NMC» не приходится, но более 10 автомобильных марок, включая Тесла, Мерседес и Форд, в ряде моделей переходят на этот тип батарей.
Представители Центра энергетических технологий Сколковского института науки и технологий Станислав Федотов и Ольга Шматова ведут исследования в области материалов и электролитов для натрий-ионных аккумуляторов. Они сообщили, что ключевыми областями применения таких аккумуляторов являются стационарные системы накопления энергии, в том числе для регионов с низкими температурами. Натрий-ионные аккумуляторы также интересны с точки зрения устойчивости к глубокому саморазряду. Россия обладает преимуществом в виде богатой сырьевой базы и квалифицированными специалистами для её переработки.
Представители Центра энергетических технологий Сколковского института науки и технологий Станислав Федотов и Ольга Шматова ведут исследования в области материалов и электролитов для натрий-ионных аккумуляторов. Они сообщили, что ключевыми областями применения таких аккумуляторов являются стационарные системы накопления энергии, в том числе для регионов с низкими температурами. Натрий-ионные аккумуляторы также интересны с точки зрения устойчивости к глубокому саморазряду. Россия обладает преимуществом в виде богатой сырьевой базы и квалифицированными специалистами для её переработки.

Параллельно с развитием технологического пакета проект «Металион» совместно с РАН ведет работу по выработке подходов к стандартизации и сертификации метал-ионных батарей. О промежуточных результатах сообщила Вера Неудачина, советник директора ФИЦ химической физики им. Н.Н.Семенова РАН. Она обозрела опыт стран-лидеров в производстве металл-ионных батарей в области сертификации характеристик и безопасности аккумуляторов и систем на их основе. Стандарты и подходы сильно разнятся, особенно китайские и американские. В России приняты 14 стандартов из 75 общемировых. В России не развита сертификация материалов для аккумуляторов, и на это направление следует обратить внимание.
«Все коллективы консорциума вкладываются в создание отрасли. Мы видим ощутимые результаты сотрудничества Консорциума и проекта «Металион». Вместе мы построим наше опытно-промышленное производство полного цикла, включая производство ключевых материалов и компонентов, развернем наш суверенный технологический пакет на несколько гигаватных производств металл ионных накопителей» - подытожил Алексей Кашин